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    ie neue Bundesregierung
    steht vor gewaltigen
    Aufgaben.

T

    he new German federal
    government faces
    enormous challenges.

П

    еред новым федеральным
    правительством Германии
    стоят грандиозные задачи.

Das betrifft alle beteiligten Parteien. Nach 16 Jahren Angela Merkel mit durchwachsener Bilanz hat sich die CDU/CSU mit einem katastrophalen Wahlkampf vom Regieren verabschieden. Frühere Ergebnisse von bis zu 50 Prozent wurden jetzt nahezu halbiert. Dieses schwache Ergebnis nur dem Unions-Kanzlerkandidaten Armin Laschet zuzuschreiben, greift deutlich zu kurz. 

Merkel konnte die Finanzkrise 2008/2009 zwar noch gut meistern, danach kamen allerdings sehr schwache Jahre. In 2015 hatte Deutschland monatelang offene Grenzen, nahezu ohne Kontrolle über die Migration und einem Konzept für Integration.  

Die Energiewende hat den Bürger und den Firmen unglaublich viel Geld gekostet, so haben wir in Deutschland die höchsten Energiepreise in Europa, zuletzt folgte das Desaster bei dem Einkauf von Impfstoffen und den wöchentlich geänderten Corona-Maßnahmen. 

Intern hat es Angela Merkel (bewusst?) versäumt, eigene Nachfolger in der Union aufzubauen. Mehrfach wurden potenzielle Kandidaten wie Friedrich Merz von ihr ins politische Niemandsland befördert. 

Dieses war ein großer Fehler, vor allem aber wurde Stillstand verwaltet, anstatt Innovationen und Visionen zu kreieren. Das Ergebnis ist, dass die Union kein Profil mehr hat. Der Kanzlerkandidat der SPD, Olaf Scholz hingegen hat sich sehr klug im Wahlkampf verhalten und hat einen ruhigen personifizierten Wahlkampf geführt und gewonnen. Hierzu meinen Glückwunsch. Möge er mit seinen Koalitionspartner Deutschland voranbringen.

Welche Themen dabei besondere Herausforderungen mit sich bringen, wird aus meiner Sicht thesenartig beschrieben. 

Gesellschaft und Politik

Zentrale Herausforderung für die Politik ist die Verhinderung einer weiteren Spaltung unserer Gesellschaft, wie sie in vielen westlichen Ländern zu besichtigen ist. Kern dieser Spaltung ist nicht allein die alte Frontstellung zwischen Arm und Reich oder Links und Rechts, sondern der Kampf zweier gesellschaftlicher Gruppen um Dominanz und Durchsetzung ihrer Werte und Lebensvorstellungen. Auf der einen Seite steht die neue Mittelklasse, die akademisch gebildet ist, kosmopolitisch und international ausgerichtet und in den Metropolen lebt. Gender, Diversity oder Cancel Culture werden ihr zugeschrieben. Auf der anderen Seite steht die eher bodenständige alte Mittelklasse, die in traditionellen Berufen arbeitet und auf solche Werte wie Heimat, Familie oder Nation setzt. Die neue Regierung ist berufen, Brücken zwischen diesen beiden Gruppen zu bauen, welche Unfehlbarkeits-ansprüche einer Gruppe ebenso verhindern, wie fälschliche Zuordnung in die ultralinke oder ultrarechte Ecke. 

Um das zu erreichen, muss die neue Regierung das Vertrauen in die Politik wieder stärken. Dazu bedarf es wieder mehr Ehrlichkeit. Ehrlichkeit bei der Bewertung der eigenen Fähigkeiten und Kompetenzen von Politikern vor der Übernahme einer verantwortungsvollen politischen Funktion, bei der Bewertung und Beurteilung des politischen Gegners und vor allem bei der Verbindung von privaten wirtschaftlichen Interessen mit dem politischen Amt.

Auf diesem Weg kommt der Stärkung des Rechtsstaates eine zentrale Stellung zu. Auch wenn es manche vergessen: Er ist für die Bürger einer der größten Vorzüge der liberalen Gesellschaft bzw. einer Demokratie gegenüber allen Formen illiberaler Gesellschaften und Diktaturen. Der Rechtsstaat muss ausgewogen, konsequent und neutral agieren und die Gleichheit aller Menschen vor dem Gesetz vom Empfänger von Harz IV über wirtschaftliche und politische Eliten bis zu Migranten gegen alle Widerstände durchsetzen.

In der Corona-Krise hat sich gezeigt, dass Deutschland keineswegs so gut „Verwaltung kann“, wie immer behauptet wurde. Notwendig ist eine grundlegende Neuorganisation aller Verwaltungsebenen, die nicht nur den IT-Einsatz, sondern alle Organisationsstrukturen auf ein dem 21. Jahrhundert angemessenes Niveau bringt.

Nicht weniger Reformbedarf gibt es in der Bildung. Diese muss endlich die unseligen Länder-Egoismen überwinden und die Bildungspolitik, die in Teilen noch aus dem 19. Jahrhundert stammt, mit einer nationalen Kraftanstrengung ins 21. Jahrhundert katapultieren.     

Arbeit, Wirtschaft und Soziales

Arbeit und Leistung müssen sich lohnen! Natürlich braucht ein aktiver Staat viel Geld für die Unterstützung der sozial Bedürftigen, für den Ausbau der Infrastruktur oder das Bildungswesen. Allerdings kann dieser Umverteilungsprozess nicht ständig ausgeweitet werden, ohne die die Leistungsträger der Gesellschaft, die in allen sozialen Schichten, Berufen und Tätigkeiten zu finden sind, auf Dauer zu überfordern. Anstelle von steigenden Belastungen für Bürger und Unternehmen müssen die Steuergerechtigkeit erhöht und die Sozialausgaben gedeckelt werden.

Dem Verschleudern von Steuergeldern ist Einhalt zu gebieten. Es ist indiskutabel, immer wieder nach Möglichkeiten der Erhöhung von Einnahmen zu suchen, solange die Ausgaben nicht einer strikten Kontrolle und Begrenzung unterzogen werden. Eine besser funktionierende Verwaltung und klare politische Vorgaben sind dafür der beste Weg. Die heute mehr als ein Drittel der gesamten Wirtschaftsleistung beanspruchenden Sozialleistungen müssen dringend gedeckelt werden, auch das Rentensystem muss zukunftssicher gestaltet werden. Erreichbar ist das nicht durch die ständige Erhöhung der Lebensarbeitszeit, welche die Menschen aufwühlt und gegen die Politik aufbringt. Vielmehr muss die Aushöhlung des Leistungsprinzips im Rentensystem durch systemfremde politische Entscheidungen endlich aufhören. Außerdem sollten alle Erwerbstätigen, insbesondere Beamte, in das Rentensystem einzahlen.

 Europa und die Welt  

Die Entwicklung der EU zu einer Haftungsgemeinschaft bei gleichzeitiger Vernachlässigung der gemeinsamen Werte ist zu stoppen.  Es kann nicht sein, dass die deutschen Steuerzahler haften, wenn einzelne Länder die Regeln einer seriösen Haushaltsführung ignorieren. 

Genauso können wir nicht akzeptieren, wenn einzelne Länder gemeinsame Werte einer liberalen Gesellschaft wie Unabhängigkeit von Justiz und Presse oder Schutz von Minderheiten bewusst zerstören und ganz offen eine illiberale Gesellschaft anstreben. 

Um das zu verhindern, müssen die Sanktionsmechanismen geschärft werden bis hin zum Verlassen der Wertegemeinschaft. 

Deutschland und Europa stehen im Spannungsfeld der Supermächte. Die Welt läuft auf eine neue Spaltung zwischen Ost und West zu. Auf der einen Seite stehen China und Russland. Auf der anderen Seite stehen die USA, die versuchen, die westlichen Länder in Europa und Teilen Asiens auf ihre Seite zu ziehen. Auch wenn unser Wertesystem klar westlich ist, dürfen wir diese Polarisierung nicht hinnehmen oder vertiefen. Das schadet unserer Wirtschaft und stärkt die Stellung der Autokraten im Osten, welche sie als Vorwand für die hermetische Schließung ihrer Gesellschaften nutzen. Auch Sanktionen verfehlen ihre Wirkung. Viel wirksamer ist die Hervorhebung der Vorzüge einer freien, liberalen Gesellschaft, die weiterhin den Lebenssehnsüchten vieler Menschen entspricht. 

Deutschland braucht Zuwanderung und profitiert von ihr. Zuwanderung bedarf aber klarer Regeln. Zu verhindern sind negative Wirkungen einer ungesteuerten Migration, wie sie insbesondere 2015 zu verzeichnen war. Mit der ungesteuerten Masseneinwanderung von Menschen aus anderen Kultur- und Wertesystemen, die zudem in vielen Fällen keine am deutschen Arbeitsmarkt verwertbaren Qualifikationen aufweisen, verbinden sich Langzeitarbeitslosigkeit, Ghettobildung und massive Vorbehalte von Teilen der deutschen Bevölkerung, die mit den Zuwanderern um einfache Arbeitsplätze, Wohnraum, schulische Versorgung und soziale Leistungen konkurrieren.

Technologie und Innovation

Im Wettbewerb mit den USA und China muss Deutschland die Digitalisierung in allen Bereichen der Gesellschaft massiv vorantreiben. Heute dominieren Ökosysteme aus moderner Informationstechnologie und datengetriebenen Dienstleistungen in Form von Plattformen den wirtschaftlichen Wettbewerb. Um hier mitzuhalten, reicht es nicht, die Ausgaben für die Digitalisierung zu erhöhen und das leidige Problem der Netzabdeckung zu lösen. Notwendig ist neben der Stärkung der IT-Wirtschaft vor allem ein von einem massiven Investitionsprogramm und von Qualifizierung begleiteter gewaltiger Schub bei den IT-Anwendern von den Schulen über die Industrie bis zur Verwaltung. 

Es gibt keinen Zweifel: Klimaschutz und Kampf gegen die Erderwärmung sind die wichtigsten Aufgaben unserer Zeit. Der Weg dahin sollte aber in einer Demokratie durch Anreize und nur in absoluten Ausnahmefällen durch Verbote gestaltet werden. Denn auf dem Weg der Dekarbonisierung brauchen wir die Mitwirkung möglichst vieler Menschen. Außerdem entstehen aus Verboten nicht selten völlig unbeabsichtigte Nebenwirkungen, die vorher keiner erwartet.

Deutschland hat die Chance, in der anstehenden 5. Technologischen Revolution weltweit die Führung zu übernehmen.  Diese ist geprägt durch eine Neuerfindung fast aller Technologien im Zeichen der Dekarbonisierung, wobei vor allem die industriellen Produktionstechnologien 

noch am Anfang einer umfassenden Neuorientierung stehen. Mit seiner starken technologischen Basis hat Deutschland beste Voraussetzungen. Dafür müssen aber nicht nur Technologien entwickelt, sondern ganze Ökosysteme aus Forschung, Anlagenbau, begleitende Dienstleistungen und Finanzierungsmöglichkeiten geschaffen werden, die wiederum den Mut zu einem Investitionsprogramm erfordern, welches mit dem der USA bei der Vorbereitung der ersten Mondlandung vergleichbar ist.

This applies to all parties involved. After 16 years of rule by Angela Merkel with a mixed record, the CDU/CSU failed in the election campaign and lost their governing position. The previous results, which used to reach 50 per cent, have now been almost halved. It is clearly short-sighted to attribute this weak result only to the Union candidate for Chancellor Armin Lachet. 

Merkel was able to cope well with the financial crisis of 2008-2009, but after that very weak years followed. In 2015, Germany had its borders open for months with little control over migration and no concept of integration. 

The energy change cost citizens and companies an incredible amount of money, which is why we have the highest electricity prices in Europe in Germany. Besides, this was followed by a vaccine procurement disaster and weekly changes in the measures against the coronovirus. 

Within the party, Angela Merkel has (perhaps deliberately) failed to prepare her successors. On several occasions, she sent potential candidates such as Friedrich Merz into political no man’s land.

This was a big mistake, but above all, instead of creating innovation and goals, stagnation was achieved. As a result, the Union no longer has a clear profile. SPD Chancellor candidate Olaf Scholz, on the other hand, behaved very wisely, ran a calmly personalised election campaign and won. I congratulate him on that. May he and his coalition partners lead Germany forward.

Let us describe briefly the issues which, in my view, present a particular difficulty.

Society and politics

The main task of politics is to prevent our society from being further divided, as can be seen in many Western countries. At the heart of this division is not only the well-known division between rich and poor or left and right, but also the struggle between two social groups to dominate and assert their values and ideas about life. On the one hand, there is a new middle class that is academically educated, cosmopolitan and internationally oriented and lives in megacities. They are credited with gender, diversity and a so-called cancel culture. On the other hand, there is the down-to-earth older middle class, who work in traditional professions and are oriented towards values such as home, family or nation. The new government aims to build bridges between these two groups in order to prevent any of them from claiming infallibility and also from false attributions to the ultra-left or the ultra-right. 

To achieve this, the new government must restore citizens’ trust in politics. This requires greater honesty. Honesty in assessing the politicians’ own abilities and competences before assuming a responsible political function, in evaluating and analysing political opponents and, above all, in reconciling private economic interests with political office.

Strengthening the rule of law is central to this path. Even if some forget it, for citizens it is one of the greatest advantages of a liberal society or democracy compared to all forms of illiberal societies and dictatorships. The rule of law must operate in a balanced, consistent and neutral manner and ensure equality before the law for all people – from recipients of social hep packages to the economic and political elite, also including migrants.

The pandemic crisis showed that Germany is by no means as good at “administration” as it has always claimed to be. A fundamental reorganisation of all administrative levels is needed in order to bring not only the IT sector, but also all organisational structures up to the level of the 21st century.

There is also a strong need for reform in education. The federal states need to overcome their selfishness and carry out a reform of education policy, which in some parts still dates back to the 19th century, at national level.

Work, economics and social issues

Work and performance should be well paid! Of course, an active state needs a lot of money to support the socially needy, to expand infrastructure or the education system. However, this redistribution process cannot be continuously expanded without overburdening the highly effective workers of the society, who can be found in all social strata, professions and occupations, in the long run. Instead of increasing the burden on citizens and private business, it is necessary to increase tax equity and limit social expenditure.

The waste of taxpayers’ money must be stopped. We can’t speak of continuing to look for ways to raise revenue unless expenditure is strictly controlled and limited. The best way to achieve this is a better functioning administration and clear policy guidelines. Social payments, which now account for more than a third of all economic income, need to be urgently curbed, and the pension system needs to be made forward-looking. This cannot be achieved by continually increasing working hours, which pits people against politics. Rather should we finally stop the undermining of the benefit principle in the pension system by political decisions that are alien for it. Moreover, all working people, especially civil servants, should contribute to the pension system.

Europe and the world  

The development of the EU into a community of responsibility while disregarding shared values must be stopped.  It is unacceptable that German taxpayers are responsible for other countries ignoring the rules of serious budgetary management. 

It is unacceptable when countries deliberately destroy the common values of a liberal society, such as the independence of the judiciary and the press or the protection of minorities, and openly strive to create an illiberal society. 

To prevent this, strong sanctioning mechanisms up to the withdrawal from the community of values must be put in place. 

Germany and Europe are caught in the middle between the superpowers. The world is moving towards a new split between East and West. On one side are China and Russia. On the other side is the U.S., which is trying to pull the western countries of Europe and parts of Asia to its side. Even though our value system is clearly Western, we should not accept or deepen this polarisation. It damages our economy and strengthens the position of autocrats in the East. They use it as an excuse to hermetically close down their societies. Sanctions also have no effect. It is much more effective to emphasise the benefits of a free, liberal society that continues to satisfy the desires of many people.

Germany needs and benefits from immigration. However, immigration needs clear rules. The negative consequences of uncontrolled migration, as was the case in 2015 in particular, must be prevented. Uncontrolled mass immigration of people from other cultural and value systems, who in many cases do not have qualifications suitable for the German labour market, is associated with long-term unemployment, ghetto formations and mass reservations by part of the German population competing with immigrants for simple jobs, houses, schools and social services.

Technology and innovation

Competing with the USA and China, Germany must actively pursue digitalisation in all areas of society. Today, modern information technology ecosystems and data-based services in the form of platforms dominate economic competition. To keep up with them, it is not enough to increase digitalisation spending and solve the problem of network availability. In addition to strengthening the IT economy, a huge push among IT users – from schools to industry and administration – accompanied by an ambitious investment programme and qualifications is foremost necessary.

There is no doubt that climate protection and the fight against global warming are the most important challenges of our time. However, in a democracy, the way to achieve this goal must be shaped by incentives and only in quite exceptional cases, by prohibitions. On the way to a low-carbon economy, we need the participation of as many people as possible. Furthermore, bans often have completely unforeseeable side effects which nobody expects in advance.

Germany has a chance to lead the world in the coming 5th technological revolution.  This is characterised by a rethinking of almost all technologies under the sign of decarbonisation, with industrial production technology in particular still at the start of a general new orientation. With its strong technological base, Germany has the best requisites for this. This, however, requires not only the development of technology, but also the creation of entire ecosystems of research, plant construction, related services and funding opportunities, which in turn requires the courage to undertake an investment programme comparable to that of the USA to prepare for the first moon landing.

После 16 лет правления Ангелы Меркель с неоднозначным послужным списком, CDU/CSU провалили избирательную кампанию и потеряли свою правленческую позицию. Предыдущие результаты, доходившие ранее до 50 процентов, теперь сократились почти вдвое. Приписывать этот слабый результат только кандидату Союза на пост канцлера, Армину Лашету, явно недальновидно. 

Меркель смогла хорошо справиться с финансовым кризисом 2008-2009 годов, но после этого наступили очень слабые годы. В 2015 году Германия в течение нескольких месяцев имела открытые границы, практически не контролируя миграцию и не имея концепции интеграции. 

Перемена в энергетике стоила гражданам и компаниям невероятных денег, поэтому у нас в Германии самые высокие цены на электроэнергию в Европе, а совсем недавно за этим последовала катастрофа с закупкой вакцин и еженедельные изменения в мерах против короновируса. 

Внутри партии Ангела Меркель (возможно намеренно) не смогла подготовить своих преемников. Несколько раз потенциальные кандидаты, такие как Фридрих Мерц, были отправлены ею в политический аут.

Это было большой ошибкой, но, прежде всего, вместо создания инноваций и целей, был достигнут застой. В результате Союз больше не имеет четкого профиля. Кандидат на пост канцлера от SPD Олаф Шольц, напротив, вел себя очень мудро, провел спокойную персонализированную избирательную кампанию и победил. Я поздравляю его с этим. Пусть он и его партнеры по коалиции ведут Германию вперед.

Опишем тезисно вопросы, которые на мой взгляд представляют собой особую сложность.

Общество и политика

Главная задача политики – не допустить дальнейшего раскола нашего общества, что можно наблюдать во многих западных странах. В основе этого разделения лежит не только известное разделение между богатыми и бедными или левыми и правыми, но и борьба двух социальных групп за доминирование и утверждение своих ценностей и представлений о жизни. С одной стороны, существует новый средний класс, который имеет академическое образование, космополитизм и международную ориентацию и живет в мегаполисах. Им приписывается гендерная принадлежность, разнообразие и так называемая культура исключения. На другой стороне находится более приземленный старый средний класс, который работает в традиционных профессиях и ориентируется на такие ценности, как дом, семья или нация. Новое правительство призвано навести мосты между этими двумя группами, чтобы во-первых не допустить претензии на непогрешимость какой-либо одной группы и во-вторых предотвратить ложные приписывания к ультралевым или ультраправым. 

Для достижения этой цели новое правительство должно восстановить доверие граждан к политике. Это требует большей честности. Честность в оценке собственных способностей и компетенций политиков перед принятием ответственной политической функции, в оценке и анализе политических оппонентов и, прежде всего, в увязке частных экономических интересов с политической должностью.

На этом пути укрепление верховенства закона занимает центральное место. Даже если некоторые забывают об этом, для граждан это одно из самых больших преимуществ либерального общества или демократии по сравнению со всеми формами нелиберальных обществ и диктатур. Верховенство закона должно действовать сбалансированно, последовательно и нейтрально и обеспечивать равенство всех людей перед законом – от получателей социальных пособий до экономической и политической элиты, также включая мигрантов.

Кризис в пандемию показал, что Германия отнюдь не так хороша в “администрировании”, как это всегда утверждалось. Необходима фундаментальная реорганизация всех административных уровней, доведение не только ИТ, но и всех организационных структур до уровня, соответствующего 21 веку.

Не меньшая необходимость в реформе существует и в сфере образования. Тут нужно окончательно преодолеть досадный эгоизм федеральных земель и на национальном уровне провести реформу образовательной политики, которая в некоторых своих частях все еще относится к 19 веку.

Работа, экономика и социальные вопросы

Работа и достижения должны быть хорошо оплачены! Конечно, активному государству нужно много денег для поддержки социально нуждающихся, расширения инфраструктуры или системы образования. Однако этот процесс перераспределения нельзя постоянно расширять, не перегружая в долгосрочной перспективе высокоэффективных работников общества, которых можно найти во всех социальных слоях, профессиях и занятиях. Вместо увеличения бремени на граждан и частный бизнес, необходимо повысить справедливость налогообложения и ограничить социальные расходы.

Пустая трата денег налогоплательщиков должна быть остановлена. Не может быть и речи о том, чтобы продолжать искать пути увеличения доходов, пока расходы не будут строго контролироваться и ограничиваться. Лучшим способом достижения этой цели является более эффективное функционирование администрации и четкие политические ориентиры. Социальные выплаты, на которые сегодня приходится более трети всего экономического дохода, необходимо срочно ограничить, а пенсионную систему сделать перспективной. Этого нельзя достичь путем постоянного увеличения продолжительности рабочего дня, что настраивает людей против политики. Скорее, необходимо наконец прекратить подрыв принципа выгоды в пенсионной системе чуждыми ей политическими решениями. Более того, все работающие люди, особенно государственные служащие, должны делать платежи в пенсионную систему.

Европа и мир  

Нужно остановить развитие ЕС в сообщество ответственности с одновременным пренебрежением общими ценностями.  Нельзя, чтобы немецкие налогоплательщики несли ответственность за то, что отдельные страны игнорируют правила серьезного управления бюджетом. 

Это неприемлемо, когда отдельные страны сознательно разрушают общие ценности либерального общества, такие как независимость судебной власти и прессы или защита меньшинств, и открыто стремятся к созданию нелиберального общества. 

Чтобы предотвратить это, должны действовать сильные механизмы санкций вплоть до выхода из сообщества ценностей. 

Германия и Европа оказались посередине между сверхдержавами. Мир движется к новому расколу между Востоком и Западом. С одной стороны – Китай и Россия. На другой стороне находятся США, которые пытаются перетянуть на свою сторону западные страны Европы и части Азии. Несмотря на то, что наша система ценностей явно западная, мы не должны принимать или углублять эту поляризацию. Это наносит ущерб нашей экономике и укрепляет позиции автократов на Востоке, они используют это как предлог для герметичного закрытия своих обществ. Санкции также не дают эффекта. Гораздо эффективнее подчеркнуть преимущества свободного, либерального общества, которое продолжает удовлетворять жизненные желания многих людей.

Германия нуждается в иммиграции и получает от нее выгоду. Однако для иммиграции нужны четкие правила. Негативные последствия неконтролируемой миграции, как это было, в частности, в 2015 году, необходимо предотвратить. Неконтролируемая массовая иммиграция людей из других культурных и ценностных систем, которые во многих случаях не имеют квалификации, пригодной для использования на немецком рынке труда, связана с длительной безработицей, образованием гетто и массовыми резервациями со стороны части немецкого населения, конкурирующего с иммигрантами за простую работу, жилье, школьное образование и социальные услуги.

Технологии и инновации

Конкурируя с США и Китаем, Германия должна активно развивать дигитализацию во всех сферах жизни общества. Сегодня экосистемы современных информационных технологий и сервисы на основе данных в виде платформ доминируют в экономической конкуренции. Чтобы не отстать от них, недостаточно увеличить расходы на дигитализацию и решить вечную проблему доступности сети. В дополнение к укреплению экономики ИТ, прежде всего, необходим огромный толчок среди пользователей ИТ – от школ до промышленности и администрации, сопровождаемый масштабной инвестиционной программой и квалификацией.

Нет сомнений в том, что защита климата и борьба с глобальным потеплением – важнейшие задачи нашего времени. Однако в условиях демократии способ достижения этой цели должен формироваться с помощью стимулов и только в совершенно исключительных случаях – с помощью запретов. На пути к низкоуглеродной экономике нам необходимо участие как можно большего числа людей. Более того, запреты часто имеют совершенно непредвиденные побочные эффекты, которых никто не ожидает заранее.

У Германии есть шанс занять лидирующее положение в мире в грядущей 5-й технологической революции.  Это характеризуется переосмыслением почти всех технологий под знаком декарбонизации, при этом технологии промышленного производства, в частности, все еще находятся в начале общей новой ориентации. Благодаря своей мощной технологической базе Германия имеет для этого наилучшие предпосылки. Для этого, однако, необходимо не только разработать технологии, но и создать целые экосистемы исследований, строительства заводов, сопутствующих услуг и возможностей финансирования, что, в свою очередь, требует смелости для осуществления инвестиционной программы, сравнимой с программой США по подготовке к первой высадке на Луну.

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